Офис в Дубае: зачем это российским юрфирмам

Офис в Дубае: зачем это российским юрфирмам

За последние два месяца ОАЭ стали одним из самых популярных направлений российской эмиграции наравне с Арменией, Грузией и Турцией. Особенно активно туда перебираются состоятельные граждане РФ, которые перевозят в Эмираты и свои компании. Чтобы помогать своим доверителям на месте, в Дубай приехали и российские юристы. Мы поговорили с представителями тех российских юрфирм, кто уже открыл там свой офис. Они рассказали, с какими трудностями столкнулись, и назвали плюсы «ухода на Восток».

Кому и как там помогают

На фоне западных санкций все больше состоятельных россиян задумываются об уходе из Европы в другие нейтральные юрисдикции. Одной из таких считаются ОАЭ. Статус этого государства как запасного аэродрома для наших граждан только укрепился, говорит партнер FTL Advisers Дарья Невская. Часть их клиентов перебралась именно туда, нуждаясь в правовой поддержке на месте. 

У доверителей BGP Litigation наиболее популярным направлением для релокации тоже стал Дубай. По словам партнера компании Виктории Дергуновой, переезд сопровождается огромным числом запросов к юристам: как зарегистрировать компанию, как открыть счет в банке и перевести на него деньги из России, как купить недвижимость за криптовалюту, как оформить резидентство себе и семье.

В Дубае сейчас огромный спрос на русскоговорящих юристов со знанием английского языка, которые могут стать мостиком между нашими эмигрировавшими гражданами и местными госорганами и компаниями. Мы открыли там офис в коллаборации с местной юрфирмой.

Виктория Дергунова

А кто-то, как адвокатское бюро K&P.Law | Канишевская, Озерский, Кочетов, Четвергов, Кукуев, пришел туда раньше. Их представительство открылось в Эмиратах год назад. По словам старшего партнера, руководителя международно-правовой практики Александра Кукуева, они с командой еще тогда видели перспективы Ближнего Востока для российских предпринимателей. Одна из причин — развитая финансово-экономическая система в этой стране с необходимой инфраструктурой для ведения бизнеса, где достаточно свободы и лояльности по отношению к российским гражданам. Об этом говорит управляющий партнер Versus.legal Геннадий Курдюмов.

Зуйков и партнеры обратили внимание на обсуждаемую юрисдикцию, чтобы возобновить через нее привычные расчеты с иностранными контрагентами. «У нас почти половина клиентов из-за границы и платежи от них не проходят даже в тех российских банках, которые не под санкциями», — обращает внимание управляющий партнер Сергей Зуйков.

Невская отмечает, что в ОАЭ они планируют активно развивать правовой консалтинг по самым разным вопросам: от корпоративного и наследственного планирования до структурирования активов через местные трасты и фонды.

Мы были одной из первых российских юрфирм, кто активно говорил о необходимости составления местных завещаний для обеспечения преемственности активов в ОАЭ, а не просто «штамповал» компании.

Дарья Невская

А BGP Litigation сосредоточен на полной юридической и налоговой поддержке для физлиц, их семей и бизнеса при релокации или организации работы через Эмираты. У Versus.legal немало запросов от клиентов по поводу переезда целых компаний. Курдюмов объясняет, что IT-фирмы рассматривают восточную юрисдикцию как место создания дочерней или даже головной организации внутри своего холдинга. Это нужно, чтобы продолжать работать на международном уровне.

Офис в Дубае собирается в ближайшее время открыть и адвокатское бюро КИАП Их управляющий партнер Андрей Корельский говорит, что в той локации они сосредоточатся на оказании услуг иностранным клиентам. Регистрируют там свою фирму и АБ Коблев и партнеры Партнер бюро Тимур Хутов поясняет, что сейчас они выбирают свободную экономическую зону (СЭЗ), в которой лучше учредить компанию.

В ОАЭ весьма специфическое корпоративное законодательство, которое относительно недавно разрешило иностранцам создавать компании без так называемого спонсора. Ему ранее должно было принадлежать 51% доли в ней. Сейчас и в СЭЗ, и «Мейнленд» (фирма, зарегистрированная именно в ОАЭ, а не в свободной экономической зоне) можно открыть юрлицо со 100%-м иностранным участием, объясняет Хутов. 

Следует понимать, что, если компания ведет деятельность с гражданами ОАЭ, она не может быть зарегистрирована в СЭЗ и должна платить НДС в размере 5%, а правительство уже думает о введении налога на прибыль в размере 9% c 1 июня 2023 года.

Тимур Хутов

Свободные экономические зоны чаще всего аккумулируют компании, однородные по своей деятельности. Так, в зоне Dubai Media зарегистрированы те, кто преимущественно готовит медиаконтент, зону DMCC занимают сфера промышленности, сельского хозяйства и полезных ископаемых. Но это не критично, и в каждой СЭЗ можно встретить консалтинговые компании, фирмы, оказывающие финансовые и юридические услуги, подчеркивает Хутов.

Лицензию на адвокатскую деятельность получить могут только местные резиденты, поэтому все иностранные юрфирмы работают или в партнерстве с местными адвокатами или регистрируя просто консалтинговые фирмы. Только один эмират Рас-Эль-Хайма позволяет зарегистрировать компанию с лицензией Legal Consulting, поясняет партнер АБ Коблев и партнеры.

Плюс и минусы местной юрисдикции

Тем, кто планирует перевести бизнес в ОАЭ, нужно понимать, что открыть компанию там намного сложнее, чем в РФ, как в юридическом, так и в расходном смысле, сразу предупреждает Хутов. Придется потратить от двух недель на сбор и оформление документов, а также выложить сумму, эквивалентную не менее 400 000 руб. — в зависимости от СЭЗ, которая вам понравилась.

Местное законодательство не отличается стабильностью, и правила регулярно меняются, обращает внимание Невская. Есть трудности и с той же оплатой уставных капиталов зарубежных компаний из-за ограничений, введенных властями РФ. К счастью, не во всех типах регистрируемых фирм уставной капитал нужно оплачивать сразу, поясняет Дергунова. 

По ее словам, большинство проблем связаны именно с проведением платежей, если основные источники финансирования сконцентрированы в России. Прохождение комплаенса в иностранных банках российским гражданам дается непросто. А банковская система ОАЭ оказалась не готова к наплыву российского капитала в условиях санкций, считает Курдюмов: «Сроки исполнения задач, скорость коммуникации и прозрачность взаимодействия существенно отличаются от привычных нам».

Самая большая проблема открытия бизнеса в Эмиратах на сегодня — завести счет для компании. Большинство банков просто не хотят рассматривать такой запрос от компании с российскими учредителями.

Сергей Зуйков

Положительных моментов тоже хватает. Личное присутствие в ОАЭ позволяет не только лучше координировать местные проекты, но и организовывать доставку документов из других стран в Москву. На этот плюс обращает внимание Невская. А K&P.Law офис в Дубае помог расширить линейку компетенций и увеличить валютную выручку. «Кроме того, мы понимаем, что оказались правы, дав дополнительные возможности российскому бизнесу в условиях наступившего санкционного давления», — подчеркивает Кукуев.

У Зуйкова в планах расширить сферу услуг на территории арабских стран. Он отмечает, что, в отличие от европейских стран, ОАЭ более дружелюбны к приезжающим профессионалам: «Я, даже не имея гражданства ОАЭ, вполне могу стать зарегистрированным патентным поверенным Эмиратов».



Алексей Малаховский